Вузы бывают хорошие — и не очень. В хорошие вузы — высокий конкурс абитуриентов, их выпускников с удовольствием берут на работу в престижные компании, доверяя полученному образованию. В плохих вузах — пол-человека на место, пустые аудитории и никому не нужные выпускники. Причём и те и другие вузы встречаются как в мегаполисах, так и в провинциальных городках, а специальности, которыми овладевают там студенты, могут быть самыми различными.
Эффективность вуза — так новый министр образования Дмитрий Ливанов обозначил эту характеристику, отличающую хороший вуз от плохого. Эффективность — это, как и в производстве или торговле, хорошая отдача вложенных средств и усилий. Следовательно, эффективность поддаётся анализу и может быть выявлена с достаточной точностью. Именно этим и занято сейчас ведомство образования — выявлением неэффективных вузов. Вузы, не оправдывающие вложенные в них средства количеством, качеством и востребованностью своих выпускников, будут признаны неэффективными и расформированы либо реорганизованы. Работа по выявлению неэффективных высших учебных заведений России должна быть завершена до окончания нынешнего 2012 года. По итогам этого мониторинга количество вузов в стране планируется сократить на 20%, ещё масштабнее будет уменьшение количества всевозможных филиалов.
Куда же податься бедному студенту, если его родной вуз вдруг признают плохим и неэффективным? Дмитрий Ливанов заверил, что все без исключения граждане, начавшие получение своего высшего образования в вузах, которые будут расформированы, получат возможность продолжить и завершить обучение в вузах «эффективной» категории. Конечно, неплохо, сдав вступительные экзамены в заштатный институт, вдруг оказаться студентом престижного вуза. Однако не следует забывать, что та самая «неэффективность» сопровождается таким явлением, как отсутствие образовательной дисциплины, заниженные критерии оценки знаний и т.п. Это значит, что нерадивый студент, поступивший в вуз по принципу «поближе к дому, поменьше конкурс» ради «корочек» ставший в результате реорганизации учащимся института более высокой категории, просто-напросто не справится с возросшими требованиями и отсеется на ближайшей сессии, если только ему не напишут диплом на заказ. Что, в целом, разумеется, должно благоприятно сказаться на качестве знаний выпускников и росту престижа высшего образования в стране. Хочется надеяться, что вся эта кампания действительно приведёт к позитивным результатам.